Знаменитые Земляки - Прусов Пётр Михайлович

Прусов Пётр Михайлович

Прусов Пётр Михайлович (1942-2017) - Президент Ассоциации автомобильных инженеров, советник вице-президента АО «АвтоВАЗ». В конце 80-х - Главный конструктор «АвтоВАЗа». Под его руководством был спроектирован «советский джип» - автомобиль «Нива», до сих пор пользующийся популярностью среди автомобилистов. 

Родился в д. Зубки Лиозненского района. Был пятым и самым младшим ребёнком в семье. Отец — Михаил Владимирович Прусов, бригадир колхоза, участник боевых действий трех войн, кавалер ордена Красной Звезды. Мать — Ольга Емельяновна Прусова (урождённая Лакисова), рабочая колхоза, удостоена ордена «Знак Почёта» и двух бронзовых медалей ВДНХ СССР.

В 1958—1962 годах Пётр Михайлович учился в Городском техникуме механизации сельского хозяйства (Лиозненский район Витебской области). В 1961 году в Горыгорецкую сельскохозяйственную академию, которую вынужден был оставить после 1-го курса.

Короткое время работал инженером по механизации в колхозе имени Калинина Колышанского сельского совета Лиозненского района. Осенью 1962 года его призвали на службу в армию, а в 1963 году он оказался в составе ограниченного контингента советских специалистов в Алжире — на разминировании алжиро-марокканской и алжиро-тунисской границ. Здесь Прусов получил тяжёлое ранение.

В 1965—1970 годах учился в Запорожском машиностроительном институте имени В. Я. Чубаря по специальности «Автомобили и тракторы». С 1967 года подрабатывал на заводе «Коммунар».

Окончив институт с отличием, выбрал при распределении Волжский автомобильный завод; в 1970—1975 годах — инженер-конструктор отдела проектирования шасси управления главного конструктора завода.

В апреле 1972 года Прусов был назначен ведущим конструктором проекта ВАЗ-2121.

В 1975—1978 годах П. М. Прусов — начальник конструкторского бюро перспективного проектирования автомобилей управления главного конструктора Волжского автомобильного завода. В 1977 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата технических наук по теме «Особенности трансмиссии полноприводных автомобилей».

В 1978—1983 годах — начальник отдела общей компоновки управления главного конструктора Волжского автомобильного завода; в 1983—1988 годах — заместитель начальника управления главного конструктора — заместитель главного конструктора Волжского автомобильного завода.

В 1986 году защитил диссертацию на соискание степени доктора технических наук по теме «Типаж легковых автомобилей СССР».

В 1988—1998 годах — начальник управления проектирования автомобилей конструкторско-экспериментального комплекса научно-технического центра — заместитель главного конструктора Производственного объединения «АвтоВАЗ».

В 1998—2003 годах — главный конструктор генерального департамента развития ОАО «АвтоВАЗ».

В 2003 году вышел на пенсию.

С 2007 года по 2017 г. — ведущий инженер-конструктор отдела омологации управления проектирования и сопровождения состава автомобиля дирекции по инжинирингу ОАО «АвтоВАЗ».

  • Награжден орденом Знак Почёта (1976), медалями «За освоение целинных земель» (1959), «За трудовую доблесть» (1986) и «За заслуги перед Чеченской республикой» (2012), а также золотой (1984) и серебряными медалями ВДНХ СССР (1977, 1988, 1991).
  • «Заслуженный машиностроитель РСФСР» (1984), «Заслуженный конструктор РФ» (1995).
  • Почётный гражданин Тольятти (2012).
  • В интервью журналу «Итоги» создатель «Нивы» Пётр Прусов рассказал, что автомобиль назвали в честь детей Прусова: Натальи и Ирины и детей первого главного конструктора ВАЗа В.C. Соловьёва: Вадима и Андрея.