Зал Великой Отечественной войны - диорама "Операция на еловом пне"

27 июля 1942 года над территорией Витебского района был сбит советский самолёт с лётчиком Николаем Богдановым и радистом Маковским. Охваченный пламенем, самолёт сел на высеченную в лесу поляну. Лётчик Богданов получил серьёзные ранения лица – его лоб был рассечён до кости, челюсть разбита. Несколько дней раненный лётчик и радист блуждали по лесу, пока не вышли на отряд «Моряка» бригады Алексея Данукалова. Для оказания необходимой медицинской помощи партизаны привезли из Высочанской больницы врача-стоматолога Мамонову Анну Николаевну, которая часто помогала партизанам. На еловом пне в антисанитарных условиях  она  провела Николаю Богданову операцию, благодаря которой он остался жив. 

После того, как операция была закончена, Анна Николаевна сразу же стала собираться домой к своим маленьким детям. Её старшему сыну Володе шёл шестой год и чуть больше годика было девочкам Вере, Наде и Любе. Командование отряда уговаривало Анну Николаевну остаться в лесу и не рисковать, но она заверила командира, что вернётся в больницу в последний раз, чтобы забрать детей и хирургические инструменты. Командир отряда В.А.Блохин пообещал обеспечить доставку в отряд и детей и инструментов, но Мамонова всё-таки вернулась в Высочаны.

Однако в тот же день Анну Николаевну вместе с детьми схватили каратели. Только к счастью маленькая Надя была у родственников в соседней деревне. Так она спаслась от смерти.

Восемнадцать женщин и детей, среди них и Анну Николаевну  с детьми фашисты привезли к большой яме, которая была выкопана в двух километрах от больницы.

Анна Николаевна во время расстрела вела себя мужественно, она не просила жалости ни себе, ни своим детям. Первая  подошла к краю могилы и лицом к палачам приняла смерть. Девочек Веру и Любу фашисты стукнули головками друг о дружку. Мёртвые тельца бросили на труп матери. Володя, понимая, что происходит, попросил немецкого офицера: «Дяденька, только не закапывайте нас глубоко, а то нас папа потом не найдёт, когда вернётся…»  Офицер отпихнул мальчика от себя, и Володя бросился бежать. Сначала фашисты потехи ради стали стрелять беспорядочно. Но потом один из карателей догнал мальчика и ударом пистолета по голове, убил его. Труп Володи бросили в яму.

Только через много лет после войны на встрече партизан в Лиозно летчик Николай Богданов узнал о страшной гибели Анны Мамоновой и её детей. 

«На всю жизнь запечатлелся в моей памяти светлый образ Анны Николаевны, героической женщины. Всегда с волнением вспоминаю ее волевое, одухотворенное лицо, обрамленное русыми, гладко причесанными волосами, светло-серые, удивительно красивые глаза. Казалось, в ее глазах отражалось бездонное, подернутое знойным маревом летнее небо, и васильковые поля цветущего льна, и хвоя огромных деревьев окружавшего нас леса. Я и сейчас вижу и ощущаю ее сильные руки с длинными пальцами, осторожно, уверенно и быстро обрабатывающие мои раны, до сих пор слышу ее звонкий и ласковый голос:

— Покрепче, покрепче держитесь за пенек, еще немного потерпите, и я закончу, а тогда полегче будет...

Сидя на большом еловом пне, уцепившись за его края руками, я с силой сжимал пальцы и, действительно, переставал чувствовать острую боль...

Эта славная женщина тогда вернула мне жизнь. Разве возможно забыть ее?..»,  –  из воспоминаний Николая Богданова.

Оставшуюся в живых Надежу  летчик разыскал и опекал как свою дочь.